Статьи

Типы французских вин

Главная / Франция / Статьи / Типы французских вин /

Столовые вина соответствуют прежним понятиям "вина массового потребления", или "ординарные вина". Согласно европейским нормам, их крепость должна быть не менее 8,5-9% в зависимости от географической зоны. Но внутри этой категории наблюдается быстрое увеличение доли "местных вин", наименования которых индивидуализируются по месту их производства. В настоящее время местные вина составляют примерно половину всех столовых вин, на производство которых, в свою очередь, уходит половина всего урожая винограда.

В то время как для обычных столовых вин не допускается указание сорта винограда, из которого они изготовлены, для местных вин такое указание обязательно. Поэтому все вина с указанием сорта винограда продаются под основным названием места их производства. Это чисто французское правило подчеркивает приоритет места производства (происхождения) над сортом винограда, в то время как в некоторых других винодельческих странах последний считается основным элементом идентификации вин.

Происхождение вина еще более существенно для вин "с указанием места производства и гарантией качества" (АОС), которые, наряду с "коллекционными винами высшего качества" (VDQS), являются примером применения во французском виноделии европейского законодательства о "высококачественных винах, произведенных в определенных районах" (VQPRD). Такие вина должны отвечать требованиям, устанавливаемым самими производителями под контролем местных органов власти. В этих требованиях указываются зона возделывания винограда, сорта винограда и методы возделывания, урожайность, технология производства вина и аналитические критерии. Кроме того, ежегодно проводятся выборочные контрольные дегустации для аттестации вин, изготовленных из винограда разных хозяйств, и подтверждения их соответствия требуемому уровню качества. Вина АОС изготавливаются из винограда одного или нескольких сортов, предусмотренных правилами контроля. Однако название сорта или сортов винограда не должно указываться на этикетках этих вин (исключение составляют вина, изготовленные в Эльзасе).

Система "указания места производства и гарантии качества" (АОС), которая является основой французского виноделия, явно вызывает зависть во многих странах. Она основана на вековом опыте, который позволил определить зоны, лучше всего подходящие для возделывания винограда, и наиболее адаптированные к ним сорта винограда. У тех стран, в которых виноградарством стали заниматься позже, не было достаточно времени для проведения столь сложной и углубленной работы, поэтому они предпочли идентифицировать свои вина только по сорту винограда.

Необходимость во введении понятия АОС возникла в начале ХХ века под влиянием катастрофического поражения сельскохозяйственных культур болезнями и насекомымивредителями (милдью, филлоксерой), а также экономических кризисов. В таких условиях пищевые продукты стали фальсифицироваться, и первыми жертвами подделок оказались виноделы. Поэтому они объединились для совместной защиты общего достояния. Создание системы АОС проходило с трудом. Однако ее успех очевиден, так как сегодня существует около 350 вин АОС, производимых на различных виноградниках Франции. Контроль за условиями производства и соблюдением правил возложен на Национальный институт регистрации и охраны фирменных наименований товаров (INAO).

В виноделии различают также "местные вина" и "зaмковые вина". Первые производятся на самых лучших виноградниках, и они отличаются ярко выраженной оригинальностью. Обычно для достижения наивысшего качества такие вина должны в течение нескольких лет подвергаться старению и выдерживаться сначала в бочках, а затем в бутылках. Это вина самых известных марок. Слава этих вин проложила дорогу к широкой известности и признанию продукции некоторых более скромных винодельческих районов. Но указание на этикетах винодельческого района регламентируется поразному. В Бургундии плантации винограда высшего и первого сортов находятся в собственности нескольких виноградарей. Знаменитые виноградники Кло-де-Вужо, занимающие 50 гектаров, из продукции которых получают коллекционные вина, принадлежат 70 виноградарям. В Жиронде каждый виноградник принадлежит одному собственнику. Престижный виноградник первого класса Шато-Лафит-Ротшильд, занимающий 100 гектаров, принадлежит одному собственнику. Название, включающее слово "шато" (зaмок), дается винам "с указанием места производства и гарантией качества" (АОС). Что касается вин, изготовленных в кооперативах, то винодел должен быть готов удостоверить, что виноград был выращен именно в данном хозяйстве. Такое уточнение более или менее часто фигурирует на этикетках в зависимости от винодельческого района.

Наконец, следует сказать о "марочных винах". Они могут быть как столовыми винами, так и винами АОС. Обозначая композицию из вин нескольких хозяйств одного региона, марка вина позволяет осуществлять строгий отбор и производить вино одинакового качества в значительных количествах для удовлетворения спроса на крупных рынках. Будучи менее престижными по сравнению с коллекционными, марочные вина занимают место рядом с винами собственных хозяйств. Последние в большей степени идентифицируются по происхождению, но ввиду малых объемов производства предназначаются для конкретных рынков и не могут претендовать на всемирную известность.

Типичным примером производства широко известных марочных вин является провинция Шампань. В этом районе имеется лишь одно название для различных вин, изготовленных из винограда разных сортов и выращенного на разных виноградниках. На основе этих вин каждая фирма производит вина собственных марок, следуя своим индивидуальным коммерческим критериям.

В виноделии существует также понятие "ранние вина", имеющее разные значения в зависимости от винодельческого района. "Ранние вина", самым известным из которых является божоле нуво, продаются в бутылках и готовы к употреблению уже через несколько недель после сбора урожая, так как своего оптимального качества они достигают именно к этому времени.

"Вина для ранней продажи" продаются оптовикам еще до розлива в бутылки. Эти вина созреют лишь через несколько месяцев и будут реализовываться в течение года, следующего за годом сбора урожая. Такой метод торговли широко применяется на рынке высококачественных бордоских вин, так как он позволяет виноградарям быстро получать деньги для нужд своего хозяйства, а коммерсантам - надеяться на получение прибыли, необходимой для развития торговли.

 

г. Москва, Ленинградский проспект, д. 7, 3 этаж, офис 301, телефон +7 (495) 950-53-75
Электронная почта: info@francevisit.ru

Отели Франции. Билеты во Францию. Визы во Францию. Туры во Францию. Контакты. Главная страница. Недвижимость во Франции. Регистрация предприятий во Франции. Открытие счетов во Франции.